Открыть меню

Первый раз в детский сад

Детский сад. Как много переживаний у каждого из нас связанно с этим временем. У кого-то больше хорошего, у кого-то больше плохого. Многие из нас в детском саду получили тяжелые психологические травмы, которые оставили след на всей жизни, а кто-то благополучно адаптировался к новым условиям и провел это беззаботное время, с радостью познавая мир в новых условиях. Моя подруга детства рассказывала, что «особенно весело было оставаться в саду на пятидневку» потому, что у нее была замечательная нянечка и классная подруга, и втроем им никогда не было скучно, особенно ночью. Как так получилось, что самое жестокое испытание для ребенка – отрыв от семьи на пять дней – был для нее праздником, мне трудно понять. Скорее всего свою роль сыграл тот факт, что мама моей подруги работала в этом садике воспитательницей. Очевидно, что далеко не каждая мама готова пойти работать воспитательницей в тот период, когда ребенок идет в садик, и более того не каждому ребенку это будет полезно. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок благополучно адаптировался в саду и получил все выгоды этого учреждения.

Пять правил адаптации ребенка.

1. Возраст. Все должно быть во время. Ребенок психологически готов к посещению детского сада в возрасте от трех лет.

Не смотря на то, что малыши и в 2,5 и даже в 2 года зачастую без особых проблем остаются дома без мамы с кем-то из близких родственников, более менее успешно самостоятельно одеваются и кушают, и хорошо знают, когда им надо на горшок, все таки до трех лет ребенку очень сложно ориентироваться в правилах детского учреждения, ориентироваться в новом месте и оставаться без мамы длительное время.

2. Детский сад должен вам нравиться.

Отнеситесь к выбору садика серьезно. Если родителю не нравиться детский сад или воспитатели в нем, то ребенок будет чувствовать себя в саду небезопасно, он часто будет тревожен и насторожен, ему будет сложно адаптироваться. Если вы планируете отдать ребенка в государственный детский сад, то вам придется решить эту задачу в момент постановки ребенка на очередь (регистрации в электронной очереди), то есть намного раньше того момента, когда ребенок реально идет в садик.

3. Адаптация должна быть постепенной.

Если вы оставите своего ребенка в незнакомом месте с незнакомыми людьми на три часа или даже на целый день, то ваш малыш прежде всего очень сильно испугается. К сожалению, не во всех детских садах организован процесс адаптации. Еще встречается довольно много учреждений, где маме говорят «оставляйте ребенка и уходите». Видимо воспитателям не нужны лишни свидетели массовой истерии детей, которая обязательно случается при таком раскладе. Однако вы можете настаивать на том, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду проходил постепенно. Итак, по пунктам:

Этап первый — ознакомительный.

Вы вместе с ребенком от трех до пяти дней ходите на прогулку вместе с группой детского сада. Таким образом, ребенок в комфортных условиях знакомиться с детьми и воспитателем. Вам тоже полезно это сделать, если у вас будут хорошие отношения с воспитателями, то и малышу будет легче наладить с ними контакт. На этом этапе можно вместе с малышом изучить группу – то есть само помещение, в котором будет находится ребенок.

Этап второй — расставание.

Только, когда пространство изучено, дети и взрослые знакомы, вы договариваетесь с ребенком, что сходите в магазин пока он поиграет. Ни в коем случае не стоит обманывать ребенка и уходить тайком – подобное предательство ребенку непросто пережить. Вторую неделю вы можете оставлять ребенка в саду сначала на прогулку, потом с завтрака до прогулки и наконец забрать его после обеда. Этот этап хорошо бы закрепить и еще неделю пожить в ритме «привели утром, забрали после обеда». Обе мои дочери настаивали на том, чтобы их оставили на тихий час и я достаточно быстро переходила к третьему этапу. Но надо быть готовым к тому, чтобы сделать шаг назад и при необходимости походить дополнительную неделю в режиме «до обеда».

Этап третий — «тихий час».

Тихий час – особое действие. Надо раздеться, а потом одеться, появляется новая кровать, и надо спать. Я с обеими своими дочерьми отказывалась от дневного сна к двум годам, поэтому к моменту посещения детского сада у нас был большой опыт жизни без обеденного сна, однако, обе они отлично спали в детском саду. Я связываю это с тем, что детсадовская жизнь все таки является большой нагрузкой на малыша. Важно сказать, что после обеденного сна маленький ребенок может дезориентироваться в пространстве. (Такое может случиться даже со взрослым.) Поэтому, чтобы малыш не испугался, важно чтобы вы были рядом и забрали его сразу после сна. На этот этап так же необходимо выделить от 3-х дней до недели.

Этап четвертый — «полный день».

Только после того как вы успешно прошли все предыдущие этапы, вы можете смело перейти на полный день. Однако будьте готовы сделать шаг или два назад, если ребенку это необходимо.

4. Делайте выходной в середине недели.

Это очень неудобно, если вы спешите выйти на работу, я вас понимаю. Но это очень важно на первом этапе, и если вы планируете работать, а не сидеть на больничном, я вам очень рекомендую делать выходной в середине недели. То есть по средам вы в детский сад не ходите в течении первого месяца, а то и двух. Зачем это надо? Еще раз повторюсь – детский сад это большая нагрузка на малыша. Слушаться воспитателей, контактировать с другими детьми, выполнять правила детсадовской жизни, справляться со своими эмоциями и выносить чужие, есть не привычную пищу – все это очень не просто для маленького ребенка. Полагаю, что если бы вам предложили дополнительный выходной на работе вы бы не отказались, так вот ваш трех летний малыш вполне заслуживает бережного обращения.

5. У адаптации есть свои сроки.

Если мы с вами посчитаем, то по вышеприведенному графику на адаптацию ребенка к саду уходит примерно месяц, но на этом адаптация не заканчивается. Весь первый год может считаться адаптационным. Малышу придется познакомиться с большим количеством педагогов детского сада, научиться дружить и переносить конфликты, выступать на праздниках и так далее. Именно по этому не рекомендуется в этом период посещать дополнительные занятия в каких-либо кружках. И помните, ребенок имеет право на регресс, если вы с понимание отнесетесь его слабостям, то он не станет задерживаться на этом этапе и быстро двинется дальше. Например, если малыш не хочет утром вас отпускать — побудьте с ним, зайдите в группу, подождите пока ребенок освоится и только после этого уходите.

Если в саду нет программы адаптации

Бывают случаи, когда работники детского сада воспринимают ваши желания постепенной адаптации ребенка негативно. Старайтесь договариваться, объяснять особенности своего ребенка, настаивайте на своем праве постепенного включения ребенка в ритм работы детского сада. Важно помнить, что нет закона, запрещающего вам постепенно адаптировать ребенка к детскому учреждению.

Всем ли нужен детский сад

Хороший детский сад очень важное место для ребенка. Это пространство, в котором малыш учится выполнять правила социума, играть и дружить с другими детьми, взаимодействовать с новыми взрослыми. Все это несомненно пригодится ему в жизни. Дети, посещающие детский сад лучше адаптируются в школе и других коллективах. Однако всегда есть дети, для которых детский сад является травмирующим местом, а не развивающим.

Показателем того, что ваш ребенок страдает в саду, могут быть частые заболевания, резкие протестные реакции по дороге в садик, такие изменения в поведении как замкнутость или чрезмерная агрессивность. Есть дети, которым очень сложно адаптироваться в социуме, для них каждый новый контакт приносит столько боли и страха, что посещение детского садика становится просто невозможным. Старайтесь быть на стороне ребенка, относитесь к нему бережно и, если есть возможность, отложите посещение детского учреждения на более позднее время. Найдите занятия в маленьких группах, желательно совместно с мамой, это будет развивать его социальные навыки в более мягких условиях.

Если ваш ребенок особенный

Есть дети, которые легко устанавливают контакт с другими детьми, но плохо вписываются в распорядок детского сада. Скорее всего такие проблемы возникнут у гиперактивных детей и детей с левшеством. Как правило внимательная мама уже знает особенности своего ребенка, поэтому я вам рекомендую при выборе детского сада уточнить взгляд администрации на эту проблему. Если вам отвечают, что с вашим малышом специально возиться никто не будет – то это детский садик не для вашего ребенка. Найдите учреждения в котором педагоги понимают данную проблему и умеют с ней обходиться. В любом случае отнеситесь с понимание к тому, что вашему ребенку необходимо больше времени на одевания и сборы. Для того чтобы ребенку было легче себя организовывать внесите в свой распорядок дня длительные пешие прогулки, начните с малых расстояний и потихоньку их увеличивайте. И никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими – это будет иметь обратный эффект.

Есть дети, которым наоборот просто усвоить правила и распорядок дня, но достаточно сложно вписаться в коллектив детского сада. К таким детям относятся замкнутые дети, дети с заиканием и иногда близнецы в силу того, что им хорошо друг с другом. Не торопите ребенка, возможно первое время для него важно будет понаблюдать за детьми, присмотреться к ним. Подружитесь сами с кем-нибудь из родителей, оставайтесь погулять после детского сада с кем-то из детей, с кем на ваш взгляд вашему ребенку более менее комфортно. Вообще, любое налаживание связей внутри группы детского сада помогают ребенку строить отношения с детьми.

В рамках данной статьи трудно описать все возможные особенности детей, поэтому если вы беспокоитесь о том, как ваш уникальный ребенок сможет адаптироваться в системе детского сада обратитесь за консультацией к детскому психологу.

В любом случае, будьте готовы увеличивать по срокам каждый этап адаптации ребенка в саду. Для детей с трудностями взаимоотношений важно увеличить первый ознакомительный этап, а для детей со сложностями принятия распорядка может растянуться период посещения детского сада «до обеда» от двух недель до месяца.

Почему еще возникают сбои

Можно назвать несколько основных причин осложняющих адаптацию ребенка к детскому саду.

Первая причина (и самая серьезная) – это нарушений взаимоотношений между ребенком и матерью. Если мама напряженна, чувствует себя неуверенно, устает от ребенка, то малыш начинает тревожиться, еще больше нуждаться в маме и не может адекватно решать задачи своего возраста, то есть адаптироваться в социуме.

Все знают, что маленькие дети нуждаются в маме, но далеко не все понимают насколько сильно. Мама для ребенка это ощущение безопасности, познание мира, радость взаимоотношений, питание, контакт с телом и еще много что. Важно понимать, что у ребенка до 1,5 года не сформировано понятие сохранности объекта. То есть если игрушка или мама пропадают из поля видимости, то малыш считает, что потерял это навсегда. Именно по этому ранее расставание с мамой переживается малышом как травма потери. Если на своем небольшом жизненном пути к трем годам ребенок уже встречался с похожим переживанием, то вполне вероятно, что расставания с мамой для посещения детского сада будут для него очень болезьнены. Некоторые дети начинают давать температуру накануне посещения садика, настолько страшно и непереносимо встретиться с возможной потерей мамы.
Вторая причина — это конфликты в саду. Ребенок только учится выстраивать отношения со взрослыми и детьми, естественно это не всегда проходит гладко. Важно разобраться в ситуации с точки зрения ребенка, выслушать его и поддержать. Помните, что у вашего малыша есть свои причины поступать так или иначе. Я всегда стараюсь уточнить ситуацию с точки зрения воспитателя, часто это помогает создать более объективную картину. Например, моя дочь, как-то горевала, что у нее забрали все ее красивые карандашики, а потом выяснилось, что она сама их подарила. То есть сначала ей захотелось подарить, а потом она сожалела о том, что сделала, но выразить свое горе смогла, только обвинив других детей. В таких ситуациях бывает достаточно выслушать и посочувствовать. Часто нам взрослым хочется предложить ребенку некоторое правильное решение: «в следующий раз сделай так» — однако на самом деле это может только мешать ребенку, потому что так как сказала мама бывает сделать очень сложно и малыш начинает чувствовать себя виноватым.
Если ребенок конфликтует много и часто, это может говорить о сложностях во взаимоотношениях внутри семьи, в таких случаях, стоит обратиться к психологу.

Третья причина это различные события семейной жизни, так или иначе влияющие на ребенка. Если в вашей семье произошли какие-то серьезные события, рождение ребенка или смерть кого-то из близких родственников, переезд, развод, тяжелая болезнь – все это обстоятельства, требующие от ребенка дополнительных ресурсов. Как следствие у малыша не остается сил на то, чтобы слушаться, выполнять правила, общаться с другими детьми. Это может привести к тому, что малыш либо откажется от посещения детского сада либо будет посещать его с большим напряжением, чем обычно.

Тем не менее при внимательном отношении к ребенку все эти причины можно разрешить и наладить посещение детского учреждения.

Смирнова Анна, психолог

Вопросы родителей

Вопрос

Здравствуйте, я третий день вожу дочь в садик, до этого ни разу не водила и нигде не отсавляла без себя — только разве у близких родсвенников. А в садик сразу — на полдня начали водить, и я сразу с первого дня ушла. На второй день в садике дочь заплакала. А на третий — плакала уже дома до порогасадика и там. Воспитатель говорит, что когда я ухожу — через какое то время она успокаивается и не плачет. Но сейчас дочь говорит — что в садик идти не хочет, без меня, не хочет чтобы я уходила. Но нам (родителям) там быть не разрешают. Что мне делать? Юлия, ребенку 3

Ответ

Юлия, настаивайте на том, чтобы вам разрешили быть с ребенком в саду. Нет такого закона, запрещающего матери находиться рядом с ребенком в момент адаптации к детскому саду. Вы может требовать письменный отказ и идти с ним жаловаться в вышестоящую организацию. Подойдите к методисту или к заведующей детским садом, настаивайте на том, чтобы вам разрешили в течение первой недели или двух посещать сад вместе с ребенком, пока девочка не адаптируется. Вы можете заручиться рекомендациями Министерства образования по адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.

Без данного этапа ребенок получает травму, потому что чувствует себя покинутым матерью и остро переживает страх того, что мама не вернется.

Смирнова Анна, психолог

Вопрос

Здравствуйте! Моей дочери 2года 10месяцев, месяц назад мы пошли в детский сад и первое время было все прекрасно. Последние 4 дня ребенок не хочет идти в детский сад, виснет на мне , визжит, брыкается, плачет. Как оказалось дочь боится мальчика из группы, т.к. он толкается и дерется. Я поговорила с воспитателем. Дочери объясняю, что нужно защищаться (она умеет, не из робких) но как только его увидит сразу начинает плакать и бежит к двери. Как быть дальше? ольга, 2г10м

Ответ

Ольга, я всегда рекомендую родителям, в случае сбоя в адаптации к детскому саду, некоторое время посещать сад вместе с ребенком. (Иногда воспитатели против этого, но вы имеете на это право, поэтому можете настаивать на своем желании.) Иногда достаточно посидеть пару часов в начале дня в течение недели. Бывают ситуации, когда присутствие родителя необходимо ребенку в течение всего дня. Смысл вашего присутствия в том, что ребенок чувствует себя защищенным в трудной ситуации. В группе много детей и воспитатель не всегда может контролировать все, что с ними происходит. Вы же находясь с ребенком в саду, сможете увидеть конфликт своими глазами, и помочь девочке справиться с этой ситуацией.
Так же можно дома попробовать проиграть с девочкой возможную конфликтную ситуацию. Не торопитесь навязывать в игре правильное поведение. Пусть девочка сама придумает как себя вести. Играя в подобные конфликты, она в конце концов окрепнет в своей позиции и сможет защитить себя в садике.

Смирнова Анна, психолог.

Вопрос

Здравствуйте. Мой ребенок начал ходить в детский сад, уже 4 — й день, первые дни сильно плакал уже дома, а в саду через 5 мин. успокаивался, уходя говорил, что еще прийдет. Сегодня совсем не плакал, но чувствуется, что ребенок в напряжении нервном после сада! Каждый раз забирая ребенка я слышу как воспитатели кричат на детей, причем по -другому они вообще не разговаривают, дети постоянно плачут. Такое впечатление, что это исправительная колония а не сад. Неужели так везде и по- другому нельзя с детьми в саду? Что делать, искать другой сад? А если там то же самое? И ребенок уже не плачет, просто запуганный какой-то. анна, ребенку 3г9м

Ответ

Анна, поведение воспитателей, которое вы описали, возмутительно! Вы можете высказывать свое мнение заведующей детским садом, писать письма в вышестоящие организации. Такого отношения к детям в саду быть не должно. Уважающее себя детское учреждение подбирает кадры таким образом, чтобы воспитатели относились к детям приветливо и доброжелательно. Такая ситуация далеко не во всех детских садах. Более того, вполне возможно, что в соседней группе в вашем саду работает более квалифицированный специалист. В любом случае, на мой взгляд, ваш ребенок, достоин посещать садик с нормальными, уравновешенными воспитателями. Боритесь за психологический комфорт своего ребенка.

Смирнова Анна, психолог

Вопрос

Здравствуйте! Моей девочке 2,2, четыре дня назад мы пошли в садик, при расставании конечно же слезы, воспитатель говорит, что она быстро успокаивается, но вот только не играет, сядет на диван и сидит, кушает совсем немного, меня это очень пугает. Вдруг мой ребенок замкнутый? На контакт с детьми всегда шла хорошо, может потому что я была рядом.

Ответ

Вы знаете любой ребенок становиться замкнутым на фоне сильных травмирующих переживаний. В таком возрасте детям трудно переживать разлуку с мамой, они каждый раз действительно очень сильно бояться, что мама не вернется никогда. В период адаптации ребенка к детскому саду очень важно посещать садик вместе с малышкой. Чтобы девочка при вас могла спокойно познакомиться с правилами этого места и с новыми людьми. Только после того как ребенок освоился в новом месте можно оставлять ребенка на время игр (лучше на прогулку) но не более чем на пару часов. Затем вы постепенно увеличиваете время пребывания ребенка в саду: несколько дней приводите утром и забираете после прогулки, потом несколько дней забираете после обеда. Только после 2- недель посещения сада можно оставить ребенка на дневной сон. К полному дню посещения садика имеет смысл перейти только после месяца адаптации. При этом важно в среду делать перерыв в посещении ребенком детского сада, для того чтобы малышка могла отдохнуть от той нагрузки которую испытывают дети в саду первое время.

Если в детском саду вам не предлагают подобной схемы адаптации ребенка, то вы имеете право настаивать на этом.

Помните так же что ваша девочка еще очень маленькая, психологически дети готовы к посещению детского учреждения в возрасте 3-х лет.

Смирнова Анна, психолог

Вопрос

Здравствуйте. Мальчику в декабре будет три года, пошел в детский сад в группу с 2-х до 3-х лет в сентябре. Переживаю не будет ли у ребенка шаги назад, глядя на малышей. Эля

Ответ

Эля, разновозрастные группы часто помогаю детям почувствовать себя взрослее и старше на фоне более маленьких деток. Есть детские сады, которые специально используют принцип разновозрастных групп как развивающий. При этом шаг назад может произойти на фоне стресса при адаптации к детскому учреждению. Однако, не стоит сильно переживать, как только ребенок адаптируется, то развитие будет идти в своем темпе.

Смирнова Анна, психолог

Вопрос

Здравствуйте. Наш сын последние пару месяцев бьет маму. Возможно вымещает свою обиду на нее. Месяц назад пошел в детский сад. Могут ли быть связаны эти вещи (сад и обида), насколько типично такое поведение для этого возраста и как лучше себя с ним вести?!
Спасибо. аркадий. ребенку 3

Ответ

Аркадий, посещение детского сада – это большая нагрузка на ребенка. Если мама, отводя в садик малыша, не обращает внимание на его протесты, то возможно он действительно на нее обижен. Однако, агрессивное поведение может быть связанно с утомлением ребенка в детском саду.

В любом случае, учите ребенка выражать свои чувства. Злиться можно, но выражать свою злость надо не нанося вреда живым людям. Можно топать ногой, ударять по дивану или подушке, можно рвать бумагу и кидать мягкие игрушки. Можете предложить что-то свое, что вам кажется естественным для ребенка.

Смирнова Анна, психолог

Статья опубликована в журнале «Мой кроха и Я» 2012/9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

© 2017 Смирнова Анна Александровна · Копирование материалов сайта без разрешения, указания авторства и активной индексируемой ссылки на сайт http://annasmirnova.ru/ запрещено
Политика конфиденциальности
Дизайн: GoodwinPress.ru
Создание и техническая поддержка сайта: StudioMA.site