Открыть меню

Когда уроки становятся пыткой

В уроках, как и в любой другой деятельности, которую ребенок должен освоить и выполнять самостоятельно, родителю важно помогать, стоя на втором плане, не вмешиваясь в процесс учебы.

На практике дело часто обстоит так, что мама сильно переживая за своего ребенка, садится делать уроки рядом. Однако, никакой радости от этой совместной деятельности ни ребенок, ни родитель не испытывают. Наоборот, ребенок как будто ленится, плохо соображает, ничего не понимает, делает все медленно, часто плачет, может начать кричать и вообще полностью отказаться выполнять задания. Родитель в свою очередь, спешит, нервничает, злится на ребенка, начинает выставлять требования, болезненно относится к ошибкам, которые допустил ребенок, и тоже начинает кричать, а порой даже плакать.

Давайте разберемся, что происходит с родителем, что происходит с ребенком и каким образом можно остановить замкнутый круг «страданий вокруг уроков»

Что же происходит с родителем?

Школа – это место, где ребенка начинают оценивать, поэтому все промахи и неудачи, как бы выпячиваются и становятся очень яркими. Так как каждый родитель прошел в свое время через школу, то по своим ощущениям и воспоминаниям, многие из нас знают «отличник – хорошо», «двоечник – плохо». В нас как будто крепко-накрепко сидит идея о том что, если ты будешь хорошо учится, то тебя будут уважать одноклассники, любить учителя, и все дороги перед тобой будут открыты.

На деле, далеко не всегда так. Мы прекрасно знаем, что далеко не все отличники из нашего класса стали успешными по всем статьям людьми, а многие троечники благополучно нашли свое место в жизни, кто-то даже преуспел и обогнал всех остальных на пути к материальному благополучию. Да, и сами мы учились очень по-разному и, тем не менее, нашли свою дорогу в жизни.

Но установка сильна, нам важно, чтобы наши дети хорошо учились, а заодно исправили бы все наши школьные промахи и недочеты. Поэтому любые школьные трудности ребенка, превращают нас из взрослых, разумных людей в учеников начальной школы, плохо понимающих, за что им поставили двойку. То есть школьные трудности ребенка, мы часто воспринимаем как собственную неудачу, именно по этому теряемся, пугаемся и активно внедряемся в школьную деятельность своего чадо из лучших побуждений: «помочь», «все исправить» и «получить пятерку». Многие родители так и говорят: «он учится только для меня», «если бы не я, она бы вообще не училась».

Что же происходит с ребенком?

Школа ставит перед каждым ребенком сразу несколько задач. Надо сориентироваться и понять правила школьной жизни. Их достаточно много, это и режим учебного дня, и ориентация в стенах школы, и правила поведения на уроке и на перемене — для первоклассника, это часто новая ступенька к самостоятельности. Надо наладить отношения в коллективе, познакомиться с детьми, найти того, с кем интересно будет общаться. Так как любой коллектив, это живой, постоянно меняющийся организм, то эти задачи стоят перед учеником в течение всей его учебной жизни, становясь то более, то менее актуальными. Надо завоевать авторитет у основного учителя, и понять требования каждого педагога. Ну и конечно надо выполнять учебные требования.

Если вы обратите внимание, то заметите, что социальные задачи, которые стоят перед ребенком, достаточно сложны, а если ребенок не справляется с ними, то сама по себе учебная деятельность порой становиться просто не возможной. Именно по этому, многие из современных родителей, получившие в свое время психологическую травму в школе, сейчас выбирают домашнее обучение, стремясь уберечь детей от негатива, который может принести школа, и, создавая условия, в которых у ребенка не будет необходимости отвлекаться от решения непосредственно учебных задач.

На мой взгляд, ребенку важно научиться решать как социально-психологические задачи, которые ставит школа, так и учебные. Однако, я призываю родителей помнить о том, что данные вопросы могут отнимать достаточно много ресурсов ребенка и непосредственно влиять на учебные успехи школьника. Разрушить учебную деятельность могут такие события как конфликты на перемене (причем ребенок мог быть просто свидетелем), чрезмерная строгость учителя (обращенная на любого из учеников в классе), потеря своих вещей или беспокойство о них, завышенные требования и запугивания ребенка, какие-либо сложности во взаимоотношениях дома и так далее.
Другими словами причина, по которой ваш ребенок ошибся, был не внимателен, забыл переписать задание в тетрадь, прослушал слова учителя, может быть витиевата и сложна для взрослого понимания, но достаточно весома для ситуации, в которой находится ребенок.

Теперь поговорим о домашнем задании.

Необходимость делать дома уроки не может быть изолирована от всего того мира, в котором живет ребенок. Поэтому апатия, лень, сопротивление еще и дома возвращаться к урокам всегда имеют под собой основание, которое ребенок часто сам не понимает, и следовательно, не может объяснить.

К сожалению, родители склонны в течение всей школьной жизни ребенка, видеть его через призму учебных успехов и неудач. Сделал уроки – «хороший», не сделал «плохой». Конечно, нас расстраивает, когда наш сын или дочь, не справляется с учебой. Однако у нас всегда есть выбор: манипулировать ребенком, обвиняя и наказывая его; или разбираться в причинах и поддерживать школьника. И особенно важно помнить, что ребенок не сводится к школьнику, как и каждый из нас не сводится к той профессии, по которой работает.
То есть если ваше общение с ребенком строится только вокруг оценок и домашнего задания, то у ребенка сужается понимание о себе и своих возможностях. А если, он не успешен, с вашей точки зрения, в учебе, то у него формируется стойкое мнение о себе как о неуспешном, неспособном, глупом, невнимательном, ленивом и так далее человеке. Другими словами постоянная критика и акцент на неудачи ребенка приведет к формированию феномена «выученного неуспеха», когда человеку проще и понятнее как достичь провала в своей деятельности, он ждет его и самостоятельно создает.

«Медвежья услуга»

Помните, нам в школе говорили, что нельзя давать списывать, потому что товарищ в такой ситуации никогда не научится решать задачи самостоятельно? Так вот, когда мы чрезмерно внедряемся в учебу ребенка, когда мы сидим рядом и делаем вместе уроки (мучаясь дилеммой, подсказать или дождаться, когда сам сообразит) мы как будто даем послание о том, что сам он не справиться. Другими словами совместное выполнение заданий часто мешают понять ребенку, что он может сделать сам, а что нет.
Важно замечать, что, помогая, мы можем злиться на ребенка – ведь у нас есть свои интересы, свои дела, и вряд ли мы планировали еще 10 лет учится в школе. Ребенок, в свою очередь, начинает чувствовать себя виноватым перед родителем и это, поверьте никак не помогает справиться с заданием, а только отвлекает мучительными переживаниями.
Когда мы помогаем, мы можем начать конкурировать с ребенком, неосознанно доказывая сами себе, что мы-то успешнее, мы-то понимаем, программу математики для третьего класса, или физики для седьмого. Ребенок в таком случае чувствует себя уязвленным. Для него очевидна его несостоятельность, он эти соревнования априори проигрывает. Это приводит к апатии, упадку сил, к отсутствию мотивации что-либо делать, к потребности отвлечься на что-то приятно, чтобы переключиться и не думать о трудностях.
Обращайте внимание, когда выполнение уроков для каждого из вас становится пыткой, мучением, наказанием. Часто в эти моменты в нас просыпается тиран, который мучит, издевается над ребенком, заставляет переписывать, не обращая внимание на усталость, кричит, запугивая ребенка и так далее. Дело в том, что, спасая нашего школьника от проблем с уроками, мы начинаем играть то спасателя, то жертву, то тирана. Эти три роли всегда ходят рядом. Начали играть одну, обязательно попадете и во все остальные. И тогда наш ребенок становится жертвой, бедной, несчастной, замученной, или тираном, мучая нас и спекулируя учебой.

Задайте себе вопрос «кому хорошо, от этих страданий?» «кто от них выигрывает сегодня, сейчас?» На самом деле никто. И уроки в таком варианте не идут на пользу, и привычка страдать будет только мешать вашему ребенку в жизни.

Конечно, детям часто нужна помощь, и наша задача ее оказать. Что-то могло остаться не понятным после урока, где-то сложно сформулировано задание. Однако, помогая, важно:
1. оставлять место для самостоятельного выполнения каких-то заданий.

2. Замечать свою злость на ребенка и помнить, что мы в праве выбирать, чем мы хотим заниматься.

3. Останавливать свою конкуренцию с ним и находить для себя другие источники самореализации.

4. Уходить от ролей жертвы-тирана-спасателя, учится верить в то, что ребенок способен самостоятельно справиться с трудностями.

Уроки и Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

С одной стороны детям с СДВГ показано обучение в общеобразовательной школе, с другой стороны, наши школы часто не приспособлены для обучения таких детей. А если говорить точнее, к сожалению очень мало педагогов, которые понимают специфику СДВГ и имеют представление как с этим обходится.

Возможно, у вас нет официального диагноза, который ставит исключительно психиатр или психоневролог, но вы видите, что вашему ребенку сложно удерживать внимание и педагоги в детском саду жалуются на неусидчивость ребенка. Тогда можно предположить, что в школе к нему будет много претензий от учителей. Непоседу часто одергивают, ругают, манипулируют двойками и так далее. Все это и обычному ребенку сложно перенести, а малышу с СДВГ тем более.

Дело в том, что эти детки особенно чувствительны к негативным замечаниям и реагируют на них очень болезненно. Однако в силу своей нейропсихологической организации они не могут выполнить требования «сидеть тихо» и «слушать внимательно». Взрослые, оскорбленные тем, что ребенок не поддается их влиянию, начинают злиться и еще больше обижают и унижают ребенка. Таким образом, дети с СДВГ оказываются сильно травмированными и абсолютно не способными что-либо изменить в своем поведении. Феномен «выученной неудачи» формируется у них быстрее и болезненнее. Многие из таких деток в школу уже приходят с психологической травмой и ожиданием того как их будут ругать, и как у них ничего не получится.

Родителям таких деток особенно важно быть на стороне ребенка. Защищать его, поддерживать, выделять достижения, пусть минимальные, но личные достижения ребенка. Пусть кто-то делает больше, это не существенно, важно только то, что преодолел ваш ребенок.

Отнеситесь внимательно к выбору педагога в начальной школе. Это должен быть достаточно мягкий человек, понимающий своеобразие ребенка и умеющий увлечь и заинтересовать учебой.

Подтянуть неврологию, то есть ускорить созревание тех структур мозга, которые по каким-то причина отстают у деток с СДВГ, вам помогут длительные пешие или лыжные прогулки. Возможно по началу, вы будете идти двигаться медленно и уходить не далеко. Скорость и длина маршрута придут со временем. Самый важный результат таких прогулок – это помощь в формировании необходимых мозговых структур, и как следствие умение управлять своим вниманием и активностью.

Помните так же, что детки с СДВГ часто мыслят нестандартно и потенциально более успешны во многих учебных направлениях.

Что помогает ребенку учиться самостоятельно?

Подводя итог, хочется сказать, на что родителям важно обращать внимание, чтобы действительно помогать ребенку с учебой, а не разрушать его учебную деятельность.
1. Важно доверять своему ребенку. Если вы в свое время справились с учебой, то и он как-нибудь справиться. Возможно, результат будет хуже или лучше чем у вас, однако ваше доверие поможет ребенку выстоять в сложных ситуациях и двигаться дальше. Относитесь к учебе как к возможности узнать что-то новое, а не получить оценку.

2. Важно поддерживать своего ребенка. Находите то малое, что уже получается. Даже если результат вам не очень нравится, найдите в себе силы отыскать плюсы и показать их ребенку. Это научит его справляться с неудачами.

3. Важно верить в успех ребенка. Когда в нас кто-то верит, это окрыляет. Это один из самых сильных ресурсов, когда кто-то считает нас успешным, достойным, лучшим без всяких дополнительных условий.

4. Снизьте планку требований. Ребенку проще справляться с учебой, когда он чувствует, что может сделать то-то и то-то. Сам по себе успех в простом и несложном деле будет подталкивать к решению более сложных и интересных задач.

5. Будьте в контакте со своим ребенком. Учеба сама по себе не имеет никакого смысла. Золотая медаль и красный диплом могут успешно пылиться на полочке, если они не нужны были хозяину с самого начала. Замечайте усталость ребенка, его обиду, слезы. Относитесь с пониманием к лени, забывчивости, желанию отдохнуть и переключиться. Обращайте внимание на то, что ему действительно интересно, разговаривайте с ним.

Ну, вот пожалуй и все, последнее, что хочется добавить, это то что вам будет намного проще справиться с вышеперечисленным, если вы научитесь делать все то же самое по отношению к себе, а именно: доверять себе, поддерживать себя, верить в свой успех и быть снисходительными к самим себе. Удачи.

Психолог Смирнова Анна

Статья опубликована в журнале «Мой кроха и Я» 09/2013

Обсуждение: 2 комментария
  1. Валентина:

    Я не согласна с Вами в тех моментах, что не нужно заставлять ребёнка учиться, Родители выучились и ребёнок как-нибудь выучиться. Вот именно, что Как-Нибудь!!! Родители в силу своего возраста и опыта понимают, что если ребёнок будет хорошо учиться, то он может поступить в хороший ВУЗ, далее престижную работу, достойную зарплату и т.д. Ребёнок ещё этого не понимает, ему хочется поиграть, погулять, иногда просто лень. И как раз роль родителей направлять, а где-то и заставлять детей делать уроки, хорошо учиться. Я думаю, что у многих из нас куча примеров примеров, когда не глупые в общем-то ребята, но запущенные родителями, котором просто лень было учиться, скатывались до двоечников, школа избавлялась от них после 9 класса, и в итоге не специальности, ни хорошей работы, полная неустроенность в жизни, пьянство и т.д. Я приведу пример про себя: в детстве была осень развитой девочкой, все мне давалось легко, была первым ребёнком, первой внучкой, все со мной занимались. В младших классах все было хорошо, но в классе 7-8 стала проявляться лень, то что было легко — быстро делала, а над чем нужно было подумать, где- то поучить — могла оставить «на потом», а потом уже было лень возвращаться к урокам. В результате возникли проблемы с учебой и родители стали меня жёстко контролировать. Параллельно ходила в музыкальную школу, все преподаватели меня хвалили, я пела в концертном хоре, куда брали только самых одаренных, играла на фортепиано, но в 7 классе все стали повально бросать музыкалку, потому что просто лень ходить и заниматься, и я тоже решила, мне тоже было лень. Но опять вмешались родители, и сказали, что «только через их труп». В итоге, я музыкалку закончила, чем сейчас очень горжусь, школу тоже закончила хорошо, поступила в институт, который тоже успешно закончила. Работаю главным бухгалтером, хорошо зарабатываю и зная о своей проблеме — лень — активно с ней борюсь уже сама. А так не знаю что вышло бы из меня, если бы родители не стояли бы надо мной в своё время, иногда и с ремнём. В своей дочери тоже вижу эти свои черты характера, поэтому постоянно контролирую Ее и заставляю делать уроки, когда вижу, что Ее обуревает лень. И не всегда получается только по-хорошему.

    Ответить
    1. Анна Смирнова Анна Смирнова:

      Валентина, я очень рада, что у вас в жизни все сложилось. Вы абсолютно правы, нашим детям очень важно, чтобы мы выставляли границы, удерживали их в рамках, помогали. Однако, перед каждым из нас стоит так же задача уметь делать свой собственный выбор, жить в мире со своим собственным «Я», которое намного важнее, чем социально выстроенные рамки. Ведь рамки устаревают, жизнь меняется и часто мы оказываемся разочарованными результатами того пути, которое предложили нам родители. Лень в этом смысле — отличный помощник. Потому что именно лень — это сигнал, о том, что мы не соответствуем прежде всего самому себе и своему собственному миру. Мир полон возможностей. Профессия бухгалтер — прекрасна и очень нужна, но есть миллион других возможностей быть полезным и получать удовлетворение от своей работы. Если вам как родителю удастся не только выставлять рамки, но и создавать пространство для своей дочери, чтобы она могла пробовать себя в разных направлениях и искать свое истинное «Я», ей гораздо проще будет бороться со своей ленью.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

© 2017 Смирнова Анна Александровна · Копирование материалов сайта без разрешения, указания авторства и активной индексируемой ссылки на сайт http://annasmirnova.ru/ запрещено
Политика конфиденциальности
Дизайн: GoodwinPress.ru
Создание и техническая поддержка сайта: StudioMA.site