Открыть меню

Детское пространство. Или как организовать детскую комнату.

Цель статьи обратить внимание родителей на психологический аспект детского пространства. Если пространство ребенка соответствует его возрасту, границы его четко обозначены и не нарушаются, то у ребенка есть ощущение психологической безопасности. Следовательно, он меньше проявляет территориальной агрессии, зачем драться за игрушки, если их никто не отнимает, он меньше испытывает страхов, так как знает, что его границы учитываются и не нарушаются, он учится быть самостоятельным и отвечать за свои вещи.

Две ошибочные тенденции: выделение сразу слишком большого пространства – отдельной комнаты – для маленького ребенка, или не выделение такого пространства вообще.

Пока ребенок растет и развивается в утробе матери, его окружают околоплодные воды и материнская плацента. Он плавает, дотрагивается до стенок плаценты, глотает околоплодные воды, держится за пуповину, сосет свой пальчик. Природой так устроено, что мамин живот является правильно организованным детским пространством, в котором ребенок чувствует себя безопасно, защищено, имеет все необходимое ему для развития в настоящий момент. Но приходит время и ребенку становится тесно в мамином животе, он уже достаточно вырос и созрел для выхода во внешний мир, для новых открытий. Ребенок появляется на свет. Его начинает окружать непривычная для него обстановка. Очень много пространства. Есть два ощущения, которые сохранились из жизни в утробе мамы и свидетельствуют о безопасности – это мамин и папин голос и мамино сердцебиение.
Нужна ли новорожденному ребенку большая просторная отдельная комната? Скорее нет. Ребенку важно быть рядом с мамой, слышать ее голос, стук ее сердца. Ему очень важно чувствовать тепло маминых рук, мамины объятия. Несомненно, для мамы и малыша нужно хорошо организованное пространство, где они могут уединиться, где им никто не будет мешать. Нужно ли организовывать какое-то детское место? Скорее всего, да. Сейчас есть тенденции новорожденному не выделять, вообще, какого-то места. Спит с мамой, ест тоже маму, в летний период можно даже по поводу одежды не беспокоиться. Однако, на мой взгляд, важно, еще в период ожидания ребенка, готовить место, где он будет обитать после рождения. Ведь тем самым вы сообщаете ему, что ждете его и готовитесь к его появлению. Место это должно отвечать двум простым требованиям: это место должно принадлежать только ребенку и маме должно быть удобно им пользоваться. Ребенку будет комфортнее, если размеры первой кроватки не будут слишком большие – возможно чуть больше чем сам ребенок. Колыбельки отвечают этим требованиям, однако служат слишком не долго – когда ребенок начинает вставать, они становятся не безопасны. Стандартная детская кроватка, которая может вам прослужить до 2-х, 4-х летнего возраста, может быть немного уменьшена в длину свернутыми одеялами, и тогда ребенок будет себя чувствовать в ней комфортно и безопасно. Есть еще много аспектов, которые мы не будем сейчас затрагивать, например безопасность (расстояние между прутьями кроватки не должно быть слишком большим, чтобы ребенок не просунул голову), количество игрушек (их не должно быть слишком много), цветовая гамма убранства кроватки (предпочтительны спокойные пастельные цвета) — так как они не отвечают целям этой статьи.

Важно, чтобы пространство было, и границы его не нарушались. Это не означает запрета на нахождение в других пространствах и пользование другими предметами, но это означает, что в спорной ситуации решение будет принято в пользу хозяина.

Ребенок растет, начинает ползать, затем ходить, он хозяйничает на кухне, берет мамины и папины вещи, он расширяет свои границы, тем не менее, вы свои вещи можете дать, или нет. Ребенок должен четко знать, что это не его. Например, полка с кастрюлями на кухне вполне может быть отдана на растерзание 9 месячному ребенку, но если маме понадобится кастрюля, то приоритет остается за мамой – это ее вещи. А вот ящик с игрушками, который заметно подрос за последнее несколько месяцев и полка с книжками для детей раннего возраста – это ребенка. И он точно знает, что имеет приоритет на пользование ими.
На радио мне задали вопрос: как быть, старшему ребенку два года, а младшему только 8 месяцев, и когда младшего кладут в кроватку старшего, то старший сразу туда залезает и начинает протестовать, хотя до этого играл рядом, и кроватка ему была не нужна. Это пример, когда ребенок отстаивает свою территорию, границы которой взрослые не хотят учитывать. Это очень важно для ребенка. Место, где он спит, должно принадлежать только ему и никому больше. Чтобы вы лучше понимали, что чувствует ребенок, представьте, что в вашу квартиру или дом входят люди без вашего разрешения. Это могут быть посторонние или знакомые вам люди, могут быть даже родственники или друзья, не важно, вы будите испытывать дискомфорт или даже страх, если ваше мнение при этом не учитывается. Это так же касается игрушек. Если в вашей семье несколько детей, не заставляйте их делиться игрушками. Дети могут играть вместе, и скорее всего игрушки будут с определенной регулярностью перемешиваться, но в спорных ситуациях приоритет должен отдаваться хозяину. Вы, конечно, можете для начала предложить замену понравившейся игрушки и той и другой стороне, но если хозяин не захочет уступать, игрушка должна быть отдана ему. Это важно не только для хозяина игрушки, но и для того у кого вы эту игрушку забираете, потому, что это значит, что в другой похожей ситуации его границы тоже будут учтены.

Детское пространство должно отвечать возрастным требованиям ребенка.

Многие родители практикуют ночной сон вместе с ребенком. Для грудных детей это очень важно они так лучше засыпают, и у мамы нет дополнительной нагрузки – регулярно вставать к ребенку. Но возраст от 3-х до 7-ми лет – это время, когда вы должны мягко, но настойчиво переложить ребенка в его кровать. Это один из этапов отделения ребенка от родителя. Это очень важно, так как ребенка ждет самостоятельная жизнь, и он должен потихоньку к ней готовиться, учиться, в этом возрасте, спать без мамы – это задел на будущее учиться жить без родителей.
Второй из этапов взросления, который хочется подчеркнуть, чтобы родители не забыли придать ему значимости, начало учебы в школе. Это событие обязательно должно быть отмечено появлением новой, школьной мебели: письменный стол, стул, место для хранения школьно-письменных принадлежностей. Тем самым вы показываете, насколько важно это занятие – учеба в школе – и сообщаете ребенку, что он приобретает особый статус почти взрослых людей. В этот же период в распоряжение ребенка передается его одежда. Если отдельной мебели шкафа или комода не было до этого, то он должен появится, а если был, то я рекомендую снизить родительский контроль за происходящим внутри. Поверьте, в этом возрасте дети вполне способны поддерживать там порядок. Вам, конечно, может показаться, что ребенок не справляется – хорошо помогите ему, но не чаще чем раз в месяц и постарайтесь делать это без занудства, чтения морали и демонстрации своего превосходства. Включайте детей во взрослую жизнь. В этот период появление отдельной комнаты становится оправданным.
Третий важный этап в изменениях детского пространства – это подростковый возраст. Время, когда ребенок активно отделяется от взрослых, чтобы начать вести взрослую жизнь. В этом возрасте дети активно заявляют, что им нужна отдельная комната (если ее не было раньше). Если ваша жилая площадь не позволяет это сделать, будьте очень внимательны к его личному пространству, к его вещам. Выделите ему хотя бы угол за шкафом, в котором он будет хозяин, сам будет решать, что весит на стенах, какую одежду он выбирает, как хранятся его вещи. Подросток в это время должен понять, кто он среди людей и что за мир его окружает. Для этого очень важно со стороны родителей четко соблюдать границы его личного пространства, не вмешиваться в его формирование, а сопровождать на почтительном расстоянии.
Выводы:
1. Уже у новорожденного должно быть личное пространство, но оно не должно быть слишком большим.
2. Важно, чтобы пространство было, и границы его не нарушались. Это не означает запрета на нахождение в других пространствах и пользование другими предметами, но это означает, что в спорной ситуации решение будет принято в пользу хозяина.
3. Если в семье двое и более детей у каждого из них должно быть организовано свое детское пространство, отвечающее возрасту ребенка.
4. В случае отсутствия такого пространства или регулярном нарушении границ. Ребенок чувствует дискомфорт, у него нарастает тревожность, могут появиться ночные страхи, агрессия как защита своего пространства.
5. С ростом ребенка его личное пространство растет и приобретает соответствующие возрасту характеристики.

Психолог, Смирнова Анна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

© 2024 Смирнова Анна Александровна · Копирование материалов сайта без разрешения, указания авторства и активной индексируемой ссылки на сайт http://annasmirnova.ru/ запрещено
Политика конфиденциальности
Дизайн: GoodwinPress.ru
Создание и техническая поддержка сайта: StudioMA.site