Уважаемый посетитель сайта!
Мы используем cookie, чтобы сделать легким использование нашего веб-сайта. Подробнее о cookie Вы можете узнать из «Заявления об использовании cookie».
Часто я слышу недовольство родителей своими детьми: не помогает, не убирает за собой, не слушается, когда просишь помочь. Мне кажется важным поговорить о том, насколько дети должны быть включены в домашнее хозяйство, что можно от них требовать и в каком возрасте.
Как правило, родители ждут от ребенка этого возраста, что он будет убирать за собой игрушки. Это первая обязанность по наведению порядка в доме, которая предлагается малышу. Интересно, что на первом этапе дети воспринимают уборку игрушек как часть игры и делают это без особых трудностей. Однако интересы детей меняются, и игра, которая занимала вчера, сегодня уже не вызывает азарта. Тогда жалоба родителей звучит примерно так: «Он перестал слушаться!»
Дело в том, что ребенку в этом возрасте вообще очень сложно слушаться. У него еще не созрели те функции мозга, которые отвечают за произвольность, подчинение своей деятельности указаниям других. Тогда перед родителями встает дилемма: убирать все самим или искать способы приучения ребенка к порядку.
Решение этой проблемы в соединении первого и второго. Если вы регулярно, совместно с ребенком убираете игрушки, то в итоге он воспринимает мир именно так – игрушки после игры отправляются на свое место. Не забывайте про позитивный настрой. Если процесс вам доставляет удовольствие и результат вами ценится, то деятельность становится особенно привлекательной для ребенка. Но если вы раздражены, ругаетесь, злитесь, обижаетесь на малыша, то, скорее всего, ребенок будет игнорировать эту деятельность.
В этот период родительские ожидания от ребенка растут как снежный ком: начиная от аккуратно сложенной одежды и заканчивая мытьем посуды. Прежде чем что-то требовать от ребенка, задайте вопрос себе: «почему я хочу, чтобы он это сделал?» В ответе на этот вопрос много перепутанных родительских чувств. Здесь и страх, что иначе ребенок будет потом беспомощным; и вина, что я плохой родитель, не могу правильно воспитать ребенка; и обида на ребенка, ведь для него столько делается; и раздражение на самого себя, ведь если признаться, то я тоже это не делаю; и банальная выгода, это же так хорошо, если домашние дела будет делать кто-то еще, и много других переживаний.
В дошкольном возрасте у детей есть естественный интерес к домашним делам, они любят принимать участие в приготовлении еды, кто-то любит мыть посуду, кто-то — пылесосить. С одной стороны, это период, когда ребенок знакомится и осваивает эту простую, но важную для жизни деятельность. С другой стороны, родитель должен понимать, что такой маленький ребенок не может нести ответственность за регулярное и качественное выполнение домашних дел. Чтобы домашние дела не превращались в регулярное эмоциональное насилие, определите для себя, какие домашние дела вам кажутся важными. Ребенок в этом возрасте способен научиться убирать игрушки, заправлять свою постель, мыть свою тарелку, вытирать со стола, накрывать на стол, помогать в приготовлении пищи и другое. Уделяйте время для мотивации ребенка, обучения и регулярного включения ребенка в свои домашние дела.
Надо сказать, что все это непросто, и если родители работают, то сил на столь важный педагогический процесс часто просто не остается. В этот период наблюдается картина, когда родитель, наоборот, не допускает ребенка к домашним делам по той простой причине, что обучение и сопровождение, например, процесса приготовления пищи, достаточно трудозатратно. В таком случае доверьтесь работникам детских учреждений. Как правило, в детских садах в функции воспитателя входит обучение ребенка простейшим навыкам самообслуживания.
Физически ребенок этого возраста вполне способен что-то сделать по дому. Однако в младшем школьном возрасте обязанность по мытью полов и посуды может стать каторгой для ребенка и местом вечных препирательств.
Надо сказать, что в этот период у ребенка появляется много обязанностей, связанных с учебным процессом, и все его силы уходят на это непростое дело. Если вы ждете от него школьных успехов, то не нагружайте чрезмерно хозяйством.
Это период, когда ребенок постепенно становится взрослым. Казалось бы, произвольность более менее развита, школу как-то освоил, можно уже переложить на взрослеющее дитя домашние обязанности и расслабиться. Только подростковый возраст, в который вступает «малыш», вносит свои коррективы. Ребенок почему-то не выполняет дела сразу, как только вы попросили, огрызается, если вы на него кричите, начинает требовать что-то взамен, торгуется, в общем, расслабиться не дает.
Здесь родителю может помочь уважительное отношение к ребенку. То есть если вы допускаете, что у него есть более важные дела, чем чистая посуда, если понимаете, что он может быть чем-то увлечен и не готов все бросить ради вытертой пыли, то поведение ребенка не воспринимается как вызов и игнорирование.
Ребенок делает домашние дела потому, что он достаточно взрослый, а не потому, что он обязан это делать. Он достаточно взрослый, чтобы вы с полным правом заявили: «Сегодня это делаешь ты» — но он имеет право стремиться оставаться ребенком. Ваша спокойная настойчивость поможет ему взять на себя непростой труд домашних дел, не чувствуя себя при этом вашей жертвой или рабом. Здесь как никогда подходит правило: ребенок может быть вашим помощником, но не обязан делать то, чего не хотите делать вы сами.
Анна Смирнова, психолог
Статья опубликована на сайте «Я-родитель»
© 2024 Смирнова Анна Александровна · Копирование материалов сайта без разрешения, указания авторства и активной индексируемой ссылки на сайт http://annasmirnova.ru/ запрещено
Политика конфиденциальности
Дизайн: GoodwinPress.ru Создание и техническая поддержка сайта: StudioMA.site