Открыть меню

Ребенок – левша. Дефект или одаренность?

Каждый ребенок, приходящий в этот мир, уникален и неповторим. Каждый наделен своим багажом талантов и дарований, у каждого есть потенциал, который человечество еще не научилось использовать.

Каждый родитель, сопровождающий ребенка на этапе взросления хочет, что бы тот был не хуже других, или как все, ну в крайнем случае немного лучше, чем другие. Подобное противоречие между уникальностью индивида и стандартами восприятия человека в обществе всегда ставило под удар людей инаковых, непохожих на других, к которым относятся и левши.

Какие тревоги, прежде всего, возникают у родителя, если он раз за разом отмечает, что кроха предпочитает пользоваться левой рукой и категорически отказывается использовать правую? На бытовом уровне это может восприниматься как неполноценность ребенка с ожиданием дальнейших проблем. А неполноценность ребенка, всегда отзывается в глубинах души родителя, как его личная вина и рождает очень много тревоги. В таких случаях родитель начинает злиться на малыша, настаивать на использовании правой руки, наказывать, если малыш все-таки пользуется левой. На данный момент существует много работ и исследований о природе левшества, показывающих, что это уникальная особенность ребенка, имеющая свои весомые причины. Однако, мне кажется важным, еще раз отметить, что левшество, не имеет ничего общего с дурными привычками, которые важно искоренить во что бы то ни стало.

В последнее время все больше и больше уделяется внимание особенностям развития детей, и развития индивидуальности ребенка. Феномен левшевства и леворукости привлекает особое внимание исследователей. Далеко позади осталось то время, когда к людям, использующим левую руку, как основную в своей деятельности, относились с опаской, непониманием, непринятием, осуждением. Позади и то время, когда всех леворуких детей принято было переучивать во что бы то не стало, настаивая на использовании преимущественно правой руки. Однако, отголоски столь негативного отношения к леворукости еще остались в нашей речи. Так во многих языках до сих пор придается негативный оттенок понятию «левый», например «пойти на лево», «левый товар» «сделать одной левой» и др.

В нашем праворуком обществе еще остается много загадок и не совсем понятных ситуаций связанных с особенностями развития деток, по тем или иным причинам более активно использующим левую руку.

Немного физиологии.

Родителей часто волнует вопрос, в каком возрасте можно точно определить ведущую руку ребенка, чтобы как можно раньше начать учитывать специфику развития малыша? Для ответа на этот вопрос нам надо более подробно рассмотреть особенности возрастного развития головного мозга ребенка. Дело в том, что созревание и формирование отдельных мозговых структур происходит у ребенка не одномоментно и не одновременно, а постепенно и по очереди, то есть гетерохронно. Так вот, правое полушарие, отвечающее за образное мышление и контролирующее работу всей левой половины нашего тела, созревает к 5 годам, а левое полушарие, отвечающее за логическое мышление и развитие речи только к 8-12, при этом длительное время формируется мозолистое тело – структура, отвечающая за взаимодействие двух полушарий. Именно по этому, при диагностике детей раннего возраста, то есть до 3-х лет, леворуких детей будет значительно больше, чем при диагностики школьников той же популяции. Организм как бы берет время, чтобы определиться окончательно, какое из полушарий возьмет на себя ведущую роль. Как правило, ведущим становится левое полушарие и поэтому большинство людей на земле праворукие. Соответственно наш мир организован более удобно для жизни правшей.

Причины левшества.

Как же так происходит, что в некоторых случаях развитие идет по сценарию правополушарной организации мозга? Во-первых, это ситуации генетического левшества, то есть передачи по наследству специфики развития и организации мозга. Вторая категория ситуаций связанна с теми или иными травмами головного мозга и как следствие не возможностью левого полушария взять на себя ведущую роль. И третья категория связанна с подражанием взрослым или травмой непосредственно правой руки. В этом варианте речь будет идти о леворукости ребенка при сохранении ведущей правой половины тела, то есть глаз, ухо, нога, будут активе использованы именно правые.

Когда можно определить левшество?

Левшество, как правило, становится заметным в дошкольном возрасте, то есть с 3-х до 7-ми лет, однако окончательно можно сделать вывод только в начале младшего школьного возраста.

Более менее уверенно мы можем говорить о том, что ребенок левша, если известно, что в роду были левши, либо известны некоторые проблемы, связанные с развитием левого полушария (например, травмы).

Можно посоветовать родителям наблюдать за своим ребенком и быть чутким к его развитию и изменению. Потому как среди левшат встречаются особо послушные детки, которые честно стараются все делать правой рукой, при этом сильно напрягаясь. Поэтому если ваш дошкольник без проблем перекладывает ложку в правую руку, но вы замечаете, что у него есть трудности с речью, пониманием временного порядка, если ребенок путается в пространственных понятиях, рассуждает непонятным для вас способом, с трудом удерживает внимание, то обратитесь за консультацией к нейропсихологу. Возможно, вы найдете причины трудностей вашего малыша.

Если ваш дошкольник предпочитает пользоваться левой рукой, означает ли это что он левша? Скорее всего, да, но как было написано выше, таким образом, может выражаться специфика гетерохронного развития мозга, и вполне вероятно, что как только созреют межполушарные связи, то есть наладится взаимодействие между левым и правым полушарием, ваш ребенок естественным образом начнет активнее использовать правую руку.

Как определить левшу в домашних условиях?

Важны спонтанные движения ребенка в ответ на следующие просьбы:

  1. Дай, я пожму твою руку!
  2. Покажи, как ты умеешь прыгать на одной ножке.
  3. Иди, я тебе кое-что на ушко скажу.
  4. Смотри, что видно в мою подзорную трубу.

Если ребенок, спонтанно предпочитает использовать левую руку, левую ногу, левое ухо и левый глаз, то с большой степенью вероятности можно говорить о том, что у вас «правополушарный» ребенок.

Особенности левшат.

Допустим вам доподлинно известно, что у вас «правополушарный» ребенок, какими особенностями будет обладать ваш ребенок, какие трудности он встретит на своем пути, что вам как родителю важно предпринять для облегчения социализации и гармоничного развития малыша?

У таких детей может наблюдаться позднее появление речи, однако, сразу сформированными грамматическими предложениями. Левши как бы копируют речь целиком, не анализируя ее составляющие. Так же эта категория детей чаще подвержена заиканию, то есть логоневрозу. Связанно это с повышенной эмоциональностью и чувствительностью левшей и слабостью речевой функции. То есть сильные переживания ребенка разрушают психически слабое звено — речь. Чтобы подстроится под наш праворукий мир, природа наделила левшей способностью к запоминанию большого количества информации и высокой способностью к самоконтролю. Часто у левшат есть сложности в формировании пространственных представлений и логических представлений. Правильнее сказать, они пользуются своей логикой, плохо понимаемой правшами. Зачастую левшам требуется больше времени на формулирование ответа.

Мышление левши не типично с точки зрения правшей. Левши сложнее ориентируются в пространственных связях, то есть у них дольше формируются понятия под, над, перед, за. Как следствие, у таких детей могут возникнуть проблемы с освоением математики стандартным способом обучения. Однако, если мы родители не будем злиться на ребенка за то, что он не понимает простых и логичных на наш взгляд вещей, а поможем ему сформировать эти понятия, то в решении математических (и других) задач наш левша может показать много новых и неординарных способов. То есть, левше нужна помощь на начальном этапе обучения, но в будущем потенциал образного мышления помогает такому человеку находить новые нетривиальные способы решения задач. Следовательно, в нашем конкурентном мире, не только в математике, но и в других областях, где очень ценится креативность и умение продуцировать новые и новые идеи, левши будут более успешны среди правшей, которые мыслят известным всем (большинству правшей) способом и которым намного сложнее доверять своей интуиции и креативности.

Таким образом, мы можем видеть как трудности левшей, связанные с особенным способом мыслительной деятельности с другой стороны оказываются плюсом для них самих. И действительно, история знает целый список выдающихся людей, которые были левшами. Среди них Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль, Чарли Чаплин, Мерлин Монро, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл и другие.

А.В. Семенович в своей книге «Эти невероятные левши», пишет о том, что в воспитании и педагогическом сопровождении ребенка левши, важно не переучить его под наш праворукий мир, а дать ему те средства, которыми мы правши пользуемся в своей мыслительной деятельности. То есть мы трепетно относимся к особенностям левшей, но даем средства для опоры в нашем мире. Таким образом, ребенок сохраняет свои уникальные особенности видения мира и получает возможность социализироваться в мире правшей.

Как помочь маленькому левше.

Как я уже писала, таким деткам сложно формировать пространственные понятия. Как может помочь родитель, если он замечает такую особенность у своего ребенка. Первое это познание пространства своего тела. То есть определение, где у меня право и лево. Здесь можно использовать древний способ «сено-солома». То есть, вы привязываете на одну ручку красную тряпочку, и у ребенка появляется внешняя зрительная опора при определении лева-права. На этом может строиться дальнейшее обучение: цифра три смотрит в сторону красной тряпочки, а пять от нее.

Так же не стоит забывать, что познание своего тела и формирование межполушарных связей активно происходит во время самостоятельного освоения ребенком таких пространств как спортивные комплексы, все возможные лесенки, качели, удобные для лазания деревья, и другие природные компоненты вызывающие интерес ребенка, а следовательно и активную деятельность. Ненавязчиво расставляя при этом акценты «вверх», «вниз», «вперед», «назад», мы будем помогать левше формировать пространственные понятия внешнего мира.

Почему важно это делать? Потому что в связи со спецификой этих деток, у них эти понятия формируются сложнее, чем у правшей, но очень необходимы для дальнейшего обучения, например математики.

Вообще, все рекомендации нейропсихологов помощи и сопровождения левшей полезны каждому ребенку. Ведь формирование произвольной саморегуляции, внимания, понимание причинно следственных связей, оптимизация речевых процессов, умение переключаться с одной деятельности на другую, актуально для развития всех детей и может западать по тем или иным причинам, как у левшей, так и у правшей. Просто для левшей характерны сбои и трудности формирования навыков в этих областях. И в связи с особенностями своего строения они чаще нуждаются в помощи взрослых. Поэтому дальнейшие рекомендации мы можем обобщить так: всем детям полезно, а левшам особенно:

  1. Развитие тактильной сферы. Ласки, обнимание, поглаживание, а так же ванны массажи и другие приятные способы ощутить границы своего тела.
  2. Наличие режима и других организующих жизнь ребенка моментов. Режим не должен быть чрезмерно строгим. В идеале он должен быть физиологичным для ребенка с учетом особенностей уклада семьи. Конечно, режим может нарушаться, в связи с особенными событиями, однако он должен быть в жизни ребенка как важный ориентир организации мира.
  3. Разговоры и беседы с малышом. Речь нужна для общения и такую необходимость ребенок должен почувствовать. Слушайте ребенка, уточняйте что он имел в виду, беседуйте с ним, рассказывайте то чем хочется поделиться. Не старайтесь все время угадывать мысли ребенка, важно чтобы у него был повод вам их сформулировать.
  4. Включайте детей в свою бытовую деятельность, рассказывая порядок ваших действий, объясняя причины этого порядка.
  5. Развивайте обе ручки ребенка. Можно дать сразу два карандаша и предложить рисовать обоими. Совершение действий сразу двумя руками не только развивает отдельно каждую, но и помогает формированию межполушарных связей.

Рекомендации можно продолжать бесконечно, главное будьте внимательны к ребенку и его особенностям.

Товары для левшей.

Заканчивая наше повествование, хочется сказать пару слов о товарах для левшей. В Европе их достаточно много, в нашей стране они пока только появляются на рынке. Важно знать, что они есть. И если ваш ребенок испытывает сложности в освоении ножниц, ему можно предложить специальные, разработанные для леворуких людей ножницы. Леворукие товары могут стать хорошим подспорьем в развитии ребенка, однако, они не решат всех проблем развития, и вам в любом случае всегда будет чем заняться с вашим необычным ребенком.

Статья опубликована в журнале «Мой кроха и я» 6/2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

© 2024 Смирнова Анна Александровна · Копирование материалов сайта без разрешения, указания авторства и активной индексируемой ссылки на сайт http://annasmirnova.ru/ запрещено
Политика конфиденциальности
Дизайн: GoodwinPress.ru
Создание и техническая поддержка сайта: StudioMA.site